Почему нужна уборка в Монтессори-классах?

 

 

На эти вопросы отвечает действующий Монтессори-педагог, главный идеолог и методист Монтессори-клуба, человек, прошедший миллионы семинаров, тренингов и обучений, а также по совместительству один из руководителей Монтессори-клуба «Выше Радуги» Олеся Астафьева.

«Один из принципов организации Монтессори-класса − упорядоченная среда. Эта фраза означает, что каждый материал стоит на своём законном месте и не может быть перемещен в другое (за исключением случаев, когда на педсовете педагоги решают это сделать, тогда материалу присваивается другое постоянное место). Это формирует зону безопасности у ребёнка − он из раза в раз приходит и застает все ту же картину: одни и те же материалы стоят на одних и тех же местах. Долой «супермаркет» − ты всё знаешь и можешь совершать осознанный (в противовес хаотичному) выбор.

Все материалы после работы дети сами ставят на свои места, и очень важно, чтобы этот принцип соблюдался. Этим «убивается сразу несколько зайцев»:

•Самое главное – это создание условий для формирования внутренней самодисциплины ребенка. Да, сначала ему нужно будет рассказать о том, что здесь принято самостоятельно убирать за собой. Потом − напоминать об этом. Но самоконтроль и автоматизм в уборке наступает очень скоро − дети это правило схватывают влёт и выполняют с удовольствием, за исключением случаев, когда мама не научилась выставлять границы своему ребенку, и он любой повод использует для манипуляции ею. Отсюда пункт

•Тестирование взаимных границ в паре «мама+ребёнок», и при необходимости − их коррекция.

•Освоение первичных навыков алгоритмизации действий. Без уборки не будет в дальнейшем системной работы с материалом! Работа превращается в хаотичное метание от материала к материалу. Никогда не придёт глубина и сосредоточенность, потому что само существо ребёнка, напротив, хочет вырваться из окружающего его хаоса, упорядочить окружающую среду − но ему не помогут нащупать эту дорожку. Метание от материала к материалу (без уборки я имею в виду; я здесь не про естественный этап хаоса на пути ребенка к нормализации) только развращает ребёнка и подвергает угрозе стабильность его нервной системы.

•Поддержание окружающей среды в порядке и эстетичном, красивом виде.

•Забота о других − ведь этим материалом ещё кто-то захочет поработать, и он расстроится, не найдя материал на месте или обнаружив его в неэстетичном виде (всё валяется на подносе, пролита вода…)

•Ребёнок усваивает один из основных навыков социализации − уважение к окружающим. Поработал − убери за собой, поел − убери за собой, съел конфетку − выкинь фантик в мусорку, а не на пол! Уважай труд других, уважай себя и свой труд.

•Существует правила СОсуществования в любом обществе. И общество стабильно, если правила (законы!) работают одинаково для всех. Ребёнок учится принимать правила той группы, где он сейчас находится. Это потом помогает адаптироваться к коллективу садика, школы и вообще любому другому обществу, в которые предстоит попасть ребенку в дальнейшем. Уборка за собой − не единственное правило в монтессори-группах. Там небольшой свод правил — около 10-11, из них 3-4 касаются непосредственно поведения ребёнка в группе, и эти правила нужно до него доброжелательно, но уверенно доносить.

На самом деле, если родитель принял методику, то и дома у него то же самое начинает происходить, и проблемы вообще не возникает…


 

 

а) мама всё понимает и принимает, но ещё не научилась эффективно взаимодействовать со своим ребёнком, тогда мама обращается за помощью к педагогу или нашему психологу. Как правило, при готовности мамы меняться достаточно рекомендаций и поддерживающих бесед с педагогом.

б) мама в принципе не понимает и не принимает, зачем это нужно − убирать за собой самому. Тогда лучше отказаться от этой методики, потому что уборка за собой − это базис, без этого все занятия по Монтессори лишаются смысла. Не стоит тратить свои деньги, время и нервы свои и ребёнка. А он непременно почувствует этот дискомфорт, когда мама не принимает правило «Поработал − убери за собой», и как специально, ничего не будет за собой убирать, побуждая маму определиться со своей позицией.

Подытожу так. Собственно, основная сложность для многих мам как раз в том и состоит, чтобы установить правильные, гармоничные, уважительные взаимоотношения с собственным ребёнком. И именно это и есть основная миссия работы групп «0-3»! Без этой гармонии не будет качественного продвижения ребёнка в работе с материалом. Поэтому в монтессори приходят кто за чем (зачастую не осознавая даже своих истинных мотивов) − кто за непосредственно занятиями, а кто-то − за принятием собственного ребёнка и себя, выстраиванием границ и т.п.

Можно относиться к занятиям формально. Но тогда зачем тратить столько времени и денег? Ведь за те же деньги здесь можно обрести глубину − просто нужно работать. В первую очередь (как обычно!) над собой.»

Статья взята отсюда.